При осуществлении грузоперевозок, компаниям, занимающимся этим видом услуг, довольно-таки часто приходится иметь дело с дорогостоящими грузами, которым необходимо предоставление охраны.

Такие грузоперевозки могут вызвать множество проблем, но львиная доля грузоперевозчиков имеет действующие договоры с охранными фирмами, которые и занимаются охраной перевозимого груза.

Осуществление охраняемой грузоперевозки — дело весьма и весьма дорогое, но ради сохранности груза его сопровождение является очень важным моментом при перевозке. Зачастую охранные фирмы самостоятельно разрабатывают схему маршрута, по которому и осуществляется грузоперевозка.

При составлении подобных маршрутов может учитываться отдаленность от постов государственной автоинспекции, станций технического обслуживания, медицинских пунктов, заправочных станций, а также мест возможного отдыха. Для охраны грузовых перевозок привлекаются наиболее опытные сотрудники охранных компаний, прошедшие обязательный специальный курс обучения.

В перечень услуг фирм, осуществляющих охрану грузоперевозок, входит, безусловно, не только и не столько выбор оптимального маршрута, который является дополнительной услугой, сколько вооруженная и невооруженная охрана грузоперевозок, их сопровождение, а также некоторые другие виды услуг.

Для наиболее ценных грузоперевозок охранные фирмы могут предоставлять и свой транспорт — например, отлично защищенные бронированные автомобили, имеющие сигнализацию, несколько уровней защиты и которые специально оборудованы для грузоперевозки и перевозки денежных средств.
Такие автомобили зачастую оснащаются радиостанциями, благодаря наличию которых в случае необходимости непосредственно во время грузовой перевозки осуществляется связь с дежурной службой.
Все сотрудники фирм, которые занимаются охраной и сопровождением грузоперевозок, также обеспечены средствами экстренной связи, специальной защитой, а в случае осуществления вооруженной охраны грузоперевозки, вооружены.

Работа по подготовке к осуществлению охраняемой грузоперевозки проходит в конфиденциальном режиме.

Время начала грузоперевозки, ее маршрут и характер груза остаются известными лишь ограниченному количеству сотрудников охранных фирм, а также диспетчерам.

Перед началом грузоперевозки, которую предстоит охранять или сопровождать, груз может быть тщательно досмотрен, упакован грузчиками в специальный материал, а также опечатан. Согласно статистике, основная масса краж происходит на стоянках, и именно поэтому во время остановок осуществляется особо тщательная охрана грузов.

Еще одним немаловажным фактором охраняемой грузоперевозки является правильность заполнения всех необходимых документов, которые зачастую предоставляются в трех экземплярах. Именно наличие всей необходимой документации поможет вам в случае непредвиденной ситуации возместить возможный материальный ущерб, а это, в свою очередь, станет «двигателем» ответственной работы как грузоперевозчика, так и охранной фирмы.

Нередко возникают ситуации, когда грузоперевозчик из-за незнания административных нормативных документов принимает от клиента груз, который законом перевозить запрещено.

И далеко не всегда ответственность за подобный шаг ложится на грузоотправителя, расплачивается (в прямом и переносном смысле) и перевозчик.

Чтобы избежать такого рода неприятностей, следует знать те случаи, когда следует отказаться от перевозки груза.

Итак: грузоперевозчик имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:

a) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке;

б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках — с назначением в другой пункт;

в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заказу или заявке;

г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихию характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам.

При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных пунктами “а”, “б” и “в”, автотранспортное предприятие взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробег автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом. грузоотправитель не имеет права предъявлять, а грузоперевозчик принимать груз к перевозке в случаях, если:

а) такая перевозка запрещена Уставом автомобильного транспорта;

б) грузы товарного характера грузоотправителем не оформлю товарно-транспортными документами.
Перевозка грузов может производиться автотранспортным приятием как с выполнением транспортно-экспедиционных операций приему, сопровождению и сдаче грузов экспедитором (грузоотправителя, грузополучателя, самого транспортного предприятия), так и без такового.

Однако в отношении некоторых видов грузов экспедиторское сопровождение является обязательным.

Если груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки, груза к моменту прибытия подвижного состава. Если экспедитор к моменту прибытия подвижного состава опоздал, грузоотправитель (грузополучатель) несет перед автотранспортным предприятием ответственность за простой подвижного состава, предусмотренную договором ст. 141 Устава автомобильного транспорта.

По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие вправе вернуть подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление за простой прекращается и автотранспортное предприятие о ответственности за невыполнение перевозки не несет.
При приеме груза к перевозке водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенные печатью автотранспортного предприятия. Путевой лист дает право на въезд подвижного состава и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя и грузополучателя, если для этого не требуется оформления специального пропуска.

В тех случаях, когда для въезда (выезда) автомобиля требуются специальные пропуска, автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) должны в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом предусмотреть порядок выдачи указанных пропусков, имея в виду предварительную их подготовку, а также другие меры, направленные на рациональное использование подвижного состава. Автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) могут в договорах предусматривать обязанность водителя-экспедитора предъявлять паспорт при получении ценных грузов к перевозке.

Грузоотправитель (грузополучатель) может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью.

Он обязан объявить ценность следующих грузов:

а) драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;

б) домашних вещей.